Ориентировочная деятельность

Ориентировочная деятельность
   — совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, её обследование и планирование поведения. К осн. задачам О.д. относят: анализ проблемной ситуации, установление отношений между элементами ситуации и их актуальных значений, построение плана действий, а по ходу его выполнения - контроль и коррекцию. Необходимые формы осуществления О.д. создают различные формы психического отражения, которые, будучи включены в структуру О.д., обеспечивают реализацию её функций: подготовку, регулирование и контроль поведения субъекта в изменчивых условиях. Существенное отличие О.д. человека от О.д. животных состоит в том, что при планировании и регулировании поведения человек опирается на накопленные обществом знания о предметах и способах действия с ними, а также на общественные формы отношений. П.Я. Гальпериным была выдвинута оригинальная трактовка этой проблемы, согласно которой О.д. не ограничивается одними интеллектуальными функциями: и потребности, и чувства, и воля не только нуждаются в ориентировке, но с психологической стороны представляют собой не что иное, как разные формы О.д. субъекта в различных проблемных ситуациях, разных задачах и с разными средствами их решения.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 181)

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Смотреть что такое "Ориентировочная деятельность" в других словарях:

  • ориентировочная деятельность — (от франц. orientation установка, ориентация) совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения. Термин «О. д.» восходит к И. П. Павлову, который в качестве особой формы… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Ориентировочная Деятельность — поведение , основанное на обследовании окружающих предметов в целью формирования образа того пространства, в котором должно осуществляться предметное действие …   Психологический словарь

  • ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — (франц. orientation, букв. – направление на восток, от лат. oriens – восток) – совокупность действий индивида, направленных на ориентировку в ситуации. Термин О. д. ввел И. П. Павлов, к рый выделил ориентировочный рефлекс из др. рефлексов и… …   Философская энциклопедия

  • ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, её обследование и планирование поведения. Термин «О. д.» возник на основе теории И. П. Павлова, к рый в качестве особой формы активности организма из ряда рефлексов …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — совокупность действий человека, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения (см. также Ориентация) …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • деятельность — целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. В качестве объяснительного принципа психики категория Д. используется при изучении различных областей психической реальности (психология познавательных процессов, мо …   Большая психологическая энциклопедия

  • деятельность ориентировочная — поведение, основанное на обследовании окружающих предметов в целью формирования образа того пространства, где должно выполняться действие предметное; совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Ориентировочная реакция — (рефлекс «Что такое?», по И. П. Павлову)         комплекс сдвигов в разных системах организма животного или человека, вызываемый любым неожиданным изменением ситуации и обусловленный особой активностью центральной нервной системы. Изменения в… …   Большая советская энциклопедия

  • Речевая деятельность — вид деятельности (наряду с трудовой, познавательной, игровой и др.), который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из нескольких последовательных фаз ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля (Л.С …   Педагогическое речеведение

  • НАВЫК —         доведённое до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи (чаще всего двигательной). Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознат. действие, затем в результате многократных …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»